Контроль в ДОУ

Контроль в ДОУ. Одной из функций старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее.

Алгоритм контроля: цель контроля – объект контроля – разработка плана контроля – сбор информации – первичный анализ изученного – выработка рекомендаций – проверка исполнения рекомендаций.

Различают две основные группы форм контроля:

1) использующиеся для проверки образовательного и других процессов жизнедеятельности детского сада.

Так в зависимости от того, на каком этапе своего выполнения контролируется работа, различают предварительный, текущий (оперативный) и заключительный (итоговый или результирующий) контроль.

Предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля является материальные и финансовые ресурсы, а так же готовность исполнителей. Смысл предварительного контроля в предупреждении возможных сбоев еще до начала процесса и в обеспечении условий для успешного выполнения намеченного.

Темы предварительного контроля:

  1. Проверка готовности к началу учебного года (проверяется оборудование, документация, наличие методического и дидактического материала)
  2. Готовность воспитателя к проведению занятия, прогулок, трудовой деятельности и др.

Текущий (оперативный) контроль (предупредительный, выборочный, сравнительный). Проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля являются промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, выявление состояния работы педагогического коллектива на каком-либо этапе, в какой-либо момент. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных. Он может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей.

Темы текущего (оперативного) контроля:

  1. Проверка подготовки воспитателей проведению прогулок с детьми
  2. Подготовка педагогов к работе в первые дни учебного года.
  3. Адаптация детей к условия детского сада.
  4. Качество подготовки к предстоящим занятиям с детьми.
  5. Наличие необходимых пособий, материалов.
  6. Определение, насколько педагог владеет методикой воспитания и обучения
  7. Анализ календарных планов и др.

(Примерный перечень вопросов оперативного контроля (файл))

Заключительный (итоговый или результатирующий) контроль. Проводится после того как работа выполнена, подводит итоги за определенный период времени: за квартал, полугодие, год. Задача этого контроля – выявить степень достижения цели, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводится в будущем.

Темы заключительного контроля:

  1. Анализ усвоения детьми образовательной программы.
  2. Сформированность определенных умений и навыков у детей в соответствии с образовательной программой.
  3. Анализ условий, созданных педагогами для педагогической деятельности.
  4. Уровень педагогического мастерства педагогов и др.

2) специальные формы контроля за состоянием воспитательно-образовательного процесса.

К данной группе контроля относятся: фронтальный и тематический контроль.

Тематический  контроль. Целью тематических проверок является изучение выполнения программы по конкретным разделам. В ходе их устанавливается, как выполняются нормативные документы, как идет работа по решению задач годового плана, как устраняются выявленные за прошедший учебный год недочеты в воспитательно-образовательной работе, насколько эффективно педагоги используют рекомендации методических объединений, консультаций, лучший опыт, представленный на открытых просмотрах. В зависимости от цели контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. Тематический контроль может проводится по итогам оперативного контроля, если он выявил недостатки и нужно определить их причину и пути устранения.

Примерные темы контроля:

  1. Создание условий для эффективной реализации регионального компонента.
  2. Организация работы по экспериментальной деятельности с детьми.
  3. Организация работы с детьми по патриотическому воспитанию.
  4. Состояние работы по оздоровлению и физическому развитию детей.
  5. Уровень педагогического мастерства по речевому развитию детей у педагога.
  6. Организация работы по экологическому воспитанию детей.

Фронтальный контроль. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку учебно-воспитательной работы в одной группе в течение нескольких дней (от трех дней до недели). В процессе фронтального контроля изучается работа двух воспитателей, работающих в группе, выясняется есть ли преемственность в их работе, единство требований. Фронтальная проверка позволяет установить, насколько правильно осуществляются процессы развития и воспитания детей, взаимосвязи различных видов деятельности.

Фронтальный контроль может быть: предварительный (помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ), текущий (помогает получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного педагога), итоговый (комплексная оценка деятельности ДОУ в процессе аттестации, выявление готовности готовности детей к обучению в школе).

Источники:

  1. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации/авт.-сост.: М.В.Корепанова, И.А.Липчанская. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80с.
  2. Справочник старшего воспитателя/авт.-сост. Н.А.Кочетова (и др.) – Волгогорад: Учитель, 2013. – 301с.
  3. Хабибуллина Р.Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 96с.

Карты контроля

  • Карта контроля двигательной активности воспитанников (файл)
  • Карта контроля формирования КГН (файл)
  • Карта контроля игровой деятельности (файл)
  • Карта анализа экспериментальной деятельности (файл)
  • Карта анализа прогулки (файл)
  • Карта контроля организации прогулки (файл)
  • Карта контроля прогулки (файл)
  • Карта контроля плана прогулки (файл)
  • Карта контроля организации наблюдения (файл)
  • Карта контроля по ОБЖ (файл)
  • Карта контроля по ПДД (файл)
  • Карта контроля утренней гимнастики (файл)
  • Карта оценки интерактивной среды в группе (файл)
  • Карта анализа проведения закаливающих процедур (файл)
  • Лист оценки РППС во всех группах (файл)
  • Карт а анализа РППС по конструктивной деятельности (файл)
  • Карта контроля маркеров в игровой среде (файл)
  • Карта контроля обновления игрового развивающего материала по теме недели (файл)
  • Карта контроля календарного плана воспитателя (файл)
  • Карта анализа плана музыкального руководителя (файл)
  • Карта оценки логопедического занятия (файл)
  • Карта анализа профессионального мастерства педагога (файл)
  • Карта анализа самообразования педагога (файл)
  • Карта контроля качества планирования (файл)
  • Карта контроля качества подготовки педагога к НОД (файл)
  • Карта контроля организации кружковой работы (файл)
  • Карта контроля питания детей (файл)
  • Карта контроля физкультурного занятия (файл)
  • Карта контроля проведения праздников, развлечений (файл)
  • Карта контроля проведения итоговых мероприятий в рамках темы недели (файл)
  • Карта контроля проведения НОД (файл)
  • Карта контроля проведения родительского собрания (файл)
  • Карта контроля проведения сна (файл)
  • Карта контроля продолжительности НОД (файл)
  • Карта контроля режима дня (файл)
  • Карта контроля стендовой информации (файл)
  • Карта контроля качества оформления документации  (файл)

 

WordPress Lessons